Предлагаю серию статей, в которых буду давать рекомендации для тех, кто хочет эффективно изучать иностранные языки. Сфокусировала своё внимание на психологическом подходе к данному вопросу.
Часть 1: ЗАКОНЫ НАУЧЕНИЯ
На основе проведенных исследований Э. Торндайк (американский психолог и педагог) вывел четыре основных закона научения:
- «Закон упражнения». Он гласит, что чем чаще повторяется связь, тем она прочнее. Проще говоря, чем чаще случается одна и та же ситуация, тем быстрее закрепится определенная реакция на нее. Как говорится, повторение – мать учения.
- «Закон эффекта». Согласно ему, положительный эффект от реакции на ситуацию закрепляет эту же самую реакцию быстрее, чем негативный. На самом деле, изначально закон был сформулирован несколько иначе: в нем приравнивались поощрение и наказание. Но в конце тридцатых Торндайку удалось провести небольшой эксперимент с людьми, в ходе которого он установил, что положительные эмоции действительно влияют, а негативные – нет.
- «Закон готовности». Научение зависит от готовности и желания учащегося. Если он готов учиться, то все пройдет легко. Если будет противиться, то ничего не получится. Поэтому нам особенно важна мотивация студента.
- «Закон ассоциативного сдвига». Если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию.
Кроме того, Э. Торндайк выделил дополнительные условия успешности научения – легкость различения стимула и реакции; осознание человеком связи между ними. Видя закономерную связь между стимулом и реакциями (какие именно стимулы вызывают и развивают нужную реакцию), можно безошибочно развить необходимое поведение, даже не углубляясь в анализ внутренних психических причин такого поведения (переживаний).
См. интересную работу: Edward L. Thorndike «Animal Intelligence» (1911).